интересно
Предыдущая | Содержание | Следующая

Системные взаимоотношения науки и религии, знания и веры и их парадигмы

Задача и цель науки или, во всяком случае, материалистической науки, признающей существование истины, заключается в познании истины. Нужно понять, как существование Бога и религиозной веры может помочь в познании истины.

Центральный пункт современной религиозной доктрины, по-видимому, состоит в том, что церковь признает роль разума (науки) в познании истины, но считает, что достичь полноты понимания истины о человеке и окружающей его реальности (видимой и невидимой) только разумом невозможно. Кроме разума, нужно еще и откровение, ибо "истина, постигнутая через философское размышление, и истина откровения не перепутываются, как ни одна из них не делает другую излишней". Таким образом, церковь признает науку, или разум, равноправными с верой. Атеизм не видит никакого места для Бога и не знает никаких доказательств того, что вера в Бога помогает познать истину.

Церковь считает, что сам Бог заложил в сердце человека желание познать истину. По-видимому, наука должна открыто признать, что она давно фактически приняла наличие в природе идеальной реальности, не сводимой к реальности материальной.

Если традиционная наука использует рефлексию как метод познания, то нетрадиционные технологии как способ познания нередко используют "медитацию".

Противопоставление материального и идеального, науки и религии значительно ограничивают наши представления о реальности. Это, прежде всего, есть становление двух типов мышления: логического и виртуального (целостного, относительного). Поэтому для полноты картины мира возникает необходимость сблизить оба вида мышления к единой целостности. Поэтому в последнее время наблюдается сближение "чистого знания" (науки) и виртуального представления мира при измененном состоянии сознания.

Виртуальное состояние сознания, когда человек вводит свою психику (сознание) в особое состояние и когда "отключается" логическое мышление и возникает воображаемый, фактический мир.

Кроме того, следует отметить, что в последнее время наблюдается значительная тяга людей к вере и религии, потому что там для человека больше ясности, чем во все усложняющихся процессах, которые протекают в современных, созданных человеком сложных искусственных объектах и социально-экономических системах города, региона, страны. Поскольку сложность объекта или процесса растет намного быстрее, чем осознание или понимание человеком этих объектов и процессов в них, то человек от сложного понимания переходит к более простой вере. Поэтому тяга к вере и религии обусловлена также отставанием в понимании и осознании людьми сложных объективных процессов, протекающих в материальном мире.

При осмыслении роли религии и веры в Бога надо понимать, что религиозность это не просто вера в существование Бога, но еще принадлежность к какому-то вероисповеданию (конфессии), например христианству, исламу, иудаизму, буддизму и т.п. Религиозный человек верит в существование за пределами природы не только в нечто всемогущее – Бога, но и в принятые в религии ключевые постулаты (например, в христианстве: вера в загробную жизнь, в непорочное зачатие, воскрешение из мертвых, в святость Библии и т.п.). Одновременно с этим многие верующие верят в существование Бога, но не верят в чудеса воскрешения из мертвых, загробную жизнь, непорочное зачатие. Эта категория верующих в Бога – не религиозные люди, они не верят Библии, Корану и другим святым писанием.

В Бога верили такие величие ученые, как Декарт, Ньютон, Эйлер, Дарвин, Павлов, Кювье и др. Так, Ньютон гордился своими богословскими работами больше, чем физическими.

Экспертные исследования 200 ответов респондентов показали, что 60% из них являются атеистами и не верят в существование Бога, а верят в существование лишь природы со своими законами и закономерностями, которые изучает наука. 20% людей оказались религиозными, 10% верят в Бога, но не являются религиозными людьми, а 10% не знают ответа на этот вопрос.

Чем можно объяснить известное возрождение и рост религиозности в нашей стране? Причин несколько, основная из которых состоит в государственной политике в отношении религии и насаждении религиозной и особенно православной идеологии, что проявляется как в поддержке российской православной церкви, так и в частом использовании слова "Бог", даже в гимне нашей страны. В стремлении заполнить идеологический вакуум очевидны попытки поставить православную идеологию на место потерпевшей крах коммунистической идеологии.

Зададимся вопросом, почему в науке одни парадигмы (основы) меняются на другие с возникновением новых, не объясняемых в рамках данной парадигмы явлений и процессов, а в религии, в отличие от науки, парадигмы навсегда остаются неизменными? Так, например, известно, что в оптической науке вначале существовала корпускулярная парадигма, или теория света. Эта парадигма в течение длительного времени могла объяснить интересующие человека явления и процессы. Затем оказалось, что явления дифракции (разложение света) и интерференция (наложение друг на друга двух и более лучей) света невозможно объяснить в рамках корпускулярной парадигмы, и для объяснения этих явлений возникла волновая парадигма света. Затем стало ясно, что существующие явления и процессы в оптическом диапазоне нельзя объяснить только в пределах корпускулярной или волновой парадигмы и для их объяснения стало необходимо объединить обе парадигмы в рамках новой корпускулярно-волновой парадигмы света, которая существует и сегодня. Так что менее чем за 100 лет для объяснения существующих явлений и процессов в световом оптическом диапазоне пришлось три раза менять парадигму, или основы теории света, чтобы объяснить результаты новых экспериментов. По-видимому, в будущем для объяснения новых явлений в области оптики придется придумывать новые парадигмы, в рамках которых можно будет объяснить эти явления и процессы. В отличие от науки, в религии парадигмы остаются неизменными, или вечными. Так, христианская религиозная парадигма, состоящая из веры в существование всемогущего Бога, в непорочное зачатие, воскрешение из мертвых, наличия загробной жизни, души и многого другого, не менялась со времен возникновения самой христианской религии (более 2000 лет) и может остаться неизменной еще много тысячелетий в будущем.

Таким образом, в науке в отличие от религии вечных парадигм не существует, и любая научная парадигма со временем меняется.

Среди ученых на сегодня нет единого мнения о характере взаимоотношений науки и религии. Так, доктор технических наук А. Силин считает, что наука должна признать религию, а член-корреспондент РАН П. Гайденко, наоборот, уверен, что наука и религия должны избегать друг друга. Академик РАН В. Гинзбур утверждает, что верующих ученых на самом деле очень немного.

В своей газетной статье А. Силин писал: "Современное естествознание не нуждается в Боге. Тем не менее наука должна открыто признать то, что она давно приняла фактически наличие в природе идеальной реальности, не сводимой к реальности материальной".

В конце XX в. встала проблема возникновения жизни и человека. Концепция Чарлза Дарвина о возникновении более сложного организма предлагает практически случайное появление живого существа, в том числе человека, благодаря естественному отбору, когда случайные изменения дают мутантам преимущество в борьбе за существование. Победители возникли скачком из менее приспособленных к среде, а остальные вымирали.

Очевидно, что случайное появление человека имеет ничтожную вероятность и практически невозможно. Для доказательства обратного не хватает огромных массивов информации, ей неоткуда взяться. Но люди существуют, и видные ученые, не находя иных путей, вынуждены обратиться к помощи религии. Космофизики обсуждают появление человека как запланированное высшими силами. По мнению П. Гайденко, в вопросах возникновения мира и человека наука подошла к границам, которые при сегодняшних знаниях вряд ли можно преодолеть, поэтому многие ученые и обращаются к религии.

По мнению биолога академика А. Спирина, представление науки о происхождении жизни и Вселенной – абсолютно "темный лес". И чем больше мы узнаем, тем больше появляется вопросов, устоявшиеся теории и парадигмы перестают работать. Академик Спирин утверждает, что путем эволюции, или "перебором", постоянным усовершенствованием, невозможно получить сложный прибор. Так, например, создать из репродуктора телевизор путем постоянного усовершенствования репродуктора нельзя, нельзя без мысли, без знания; законы эволюции в этом отношении имеют ограничение. Организм, живое существо, тем более человек не могли появиться в результате эволюции. Человек настолько совершенен, что должен был быть создан некой системой, "божеством", способным изобретать. Как объяснить тот факт, исключив "божественное" вмешательство, что когда на Земле была высокая температура, жизнь не могла зародиться, когда же она охладилась (4 млрд. лет назад), на Земле почти сразу появились сине-зеленые водоросли со всем современным белково-синтезирующим и наследственным аппаратом (А. Спирин. Переход в период скуки// Общая газета. 2002. № 7.).

Многие ученые, особенно физики, считают, что мы замкнуты в сфере ограниченных знаний, и любой прорыв через этот круг приближает нас к признанию высшей силы (Бога). Академик Б. Кадамцев считал, что не только мозг человека способен на прогноз, абстракцию, озарение. Вселенная не менее сложна, чем человеческий организм, – почему она не может совершать те же процессы, что человеческий мозг. К существованию высших божественных сил приходят ученые с разных позиций, из разных областей, поскольку объективно столкнулись с этой силой. Это говорит о том, что наука все больше нуждается в Боге и религии.

Многие ученые (физики, биологи, химики и даже математики) пытаются совместить науку и религию в области управления. Многие положения теории относительности, космогонии и квантовой механики настолько запутаны и противоречат здравому смыслу, что они соприкасаются с мистикой и оккультизмом. По мнению П. Гайденко, это соприкосновение вредно и для науки, и для религии. Наука вместо строгого эксперимента начинает искать доказательства от чудес, и уже не нужны ни теоретические предпосылки, ни строгий математический аппарат.

Если наука начинает претендовать на понимание религиозных догм и строить рациональные построения там, куда разум проникнуть не может, возникает угроза самой сути религиозной веры. П. Гайденко считает, что ради пользы науки и ради пользы религии, опасно поощрять взаимопроникновение этих зон человеческой культуры. В этом случае неизбежно произойдет саморазрушение и науки, и религии.

Необходимо подчеркнуть, что все эти замечания П. Гайденко не касаются веры в Бога конкретного человека. Это его личный выбор, который не должен интересовать более никого. И очень часто духовная сторона натуры человека не входит в противоречие с работой разума. Поэтому в Бога верили и верят многие великие ученые.

Доктор философских наук В. Казютинский также считает, что наука и религия являются двумя различными областями духовной деятельности человека в что с его атеистической позиции взаимопроникновение науки и религии способно привести к саморазрушению их обеих. По его мнению, верившие в Бога Ньютон, Дарвин, Павлов и другие естествоиспытатели, как правило, не переходили в системе знания границы, отделяющие рациональное от трансцендентального. Бог как компонент духовного личного опыта оставался запредельным по отношению к сфере научного знания. Происхождение Вселенной и человека также не нуждается в привлечении трансцендентного фактора. Он надеется, что происхождение человека будет объяснено наукой. Учитывая, что генофонд человека и человекообразных обезьян совпадает на 98%, можно говорить об их близком родстве. При этом пока непреодолимой остается проблема природы и происхождения человеческого сознания. Причем аналитическая психология, созданная Юнгом, есть наука, которая изучает глубинные психологические переживания человека, входящие в сферу религии. Человеческая психика включает с точки зрения аналитической психологии как уровень рационального мышления, так и уровни индивидуального и коллективного бессознательного.

Как ни странно, представители многих религиозных конфессий предпочитают придерживаться "Бога" только в Его самом простом и понятном представлении. В действительности же в известной иерархии – Бог-отец, Бог-сын и Бог-Дух или Святой дух – высшим божественным началом является все-таки Бог-Святой дух, о котором на нашем интеллектуальном уровне вообще не дано знать. И мы это НЕЧТО можем понимать как угодно. Будь то Высший разум или ЛОГОС.

Главное то, что необходимо признать факт наличия над нами НЕКОЕГО, много более высокого НАЧАЛА, о чем люди должны помнить постоянно. В свете теории "странного аттрактора" в синергетике или в прикладной математике, по сути, мы вплотную подошли к фундаментальной основе мироздания и высшему разуму, т.е. Богу – Духу.

Планета (мироздание, в котором живет человечество) является открытой системой как для "хороших", так и для "плохих" (агрессивных) внешних воздействий среды, что может привести в первом случае к положительной организации и самоорганизации системы (уменьшению энтропии), так и к отрицательной организации, или деградации, системы с повышением энтропии.

Следует отметить, что, несмотря на значительную религиозную дифференциацию, на современном этапе развития мирового сообщества наблюдается некоторый синтез науки и религии на информационной основе.

Рассмотрим кратко становление и развитие мировых религий и их связь с развитием науки.

Основные религии, широко распространенные в мире, в своем развитии прошли путь от язычества (многобожия) к одному Богу, но к разным верам. Можно констатировать, что ведущие религии на современном этапе едины, так как в основе каждой из них покоится вера в единого, всемогущего и вездесущего творца Вселенной – Бога. Основные различия в современных религиях коренятся в ритуалах восхваления Бога.

Религиозные деятели, сами того не подозревая, на основе изучения явлений и процессов в природе и обществе пришли в выводу, что мир един, и основой единства является вездесущий Бог, или, по-научному, информация. Так, римский Папа Павел VI в послании руководству Доминиканского ордена говорил о гармонии веры и разума, говорил о Боге в более совершенной и убедительной форме, используя новые достижения светских наук.

Известно, что основой появления христианства в начале н.э., как одного из направлений иудаизма, стала иудейская религия. Христианство, со своей стороны, тоже стало основой зарождения большого количества других религий.

В разных странах различные религии по-своему трактуют сотворение мира. Это относится также к иудаизму, буддизму, христианству и исламу.

Три с лишним тысяч лет назад на древнейшей израильской земле появилась Тора, которая впоследствии трансформировалась в христианскую Библию, состоявшую из Ветхого и Нового заветов. В Библии (книге Ветхого завета) в первой главе говорится: "В начале сотворил Бог небо и Землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет… И назвал Бог свет днем, а тьму ночью... И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша... И назвал Бог сушу землей, а собрание вод назвал морями... И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя... дерево плодовитое... И произвела земля зелень, траву… и дерево (плодовитое)... И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для освещения земли, и... создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю. И сотворил Бог рыб больших... и животных пресмыкающихся... и всякую птицу... И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию нашему... сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их... И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой". За шесть дней, как видно из Библии, были созданы Солнечная система и жизнь на Земле. С мифологической точки зрения это возможно.

Очевидно, что наука (знание) и вера (религия) дополняют друг друга. И за них отвечают различные полушария головного мозга. Так, наука – это в основном продукт левого полушария мозга, а вера, искусство, музыка, живопись, интуиция, образы – правого полушария мозга Вера – это влюбленность, а верующие ученые, например А. Д. Сахаров, считали, что материя и ее законы не исчерпывают объяснение мира.

Любая человеческая популяция (цивилизация) без веры и религии обязательно погибает, так как религия создает нравственную и духовную адаптацию популяции.

Не было и не может быть на Земле народа, который бы не имел веры в виде мифов или религиозных доктрин. Даже при Советском Союзе миф о коммунизме неплохо выполнял функции веры в светлое будущее.

Религия является одной из главных форм культуры человека, и, по меткому выражению ученых, наука изучает "дальний" путь, тогда как религия – "горный" путь человечества. Во второй половине 2001 г. на страницах газеты "Наука Урала" состоялась дискуссия по поводу статьи профессора Д.В. Пивоварова "Наука и религия соизмеримы", в которой большинство ученых сошлись во мнении, что вера является высшей формой духовного совершенства человека, много превосходящей чистый разум и преодолевающей бремя логических инструкций.

Начиная с 1992 г. в Калифорнии (США) прошли конференции "Синтез науки и религии".

В октябре 2003 г. в Грузии, а в 2004 г. в России намечено проведение конференции "Наука и религия, знание и вера".

Известно, что религиозные системы возникли вместе с человеком и являются неотъемлемым его атрибутом. Религии рождаются, зреют и умирают, меняют свои формы, но сами как явление в человеческом обществе остаются. Причина кроется в природе этих систем.

В последнее время в научной литературе встречаются интересные соображения о связях божественного и земного с точки зрения физики. Исключение Бога из структуры мира, природы и человека, по мнению многих ученых, заводит науку в тупик. Как утверждает крупный американский физик Уильям Креик в книге "Самое начало" (Чикаго, 1989), после анализа всех существующих гипотез о происхождении Вселенной, неизбежен вывод, что "существует сознательная причина, вызывающая появление Вселенной, и она вечна, эта причина является сознательной и создает Вселенную, а вместе с ней и само время, по своему выбору. При этом причина получается вечной, а следствие нет. Таким образом, Вселенная могла возникнуть только так: волевым актом сознательного творца. И тогда нам никто не мешает назвать этого сознательного творца Вселенной словом Бог".

Итак, Вселенную, а значит, и Солнце, и Землю, и человека создал Бог, правда, каким образом – остается загадкой для науки. Научные методы пока бессильны обоснованно определить место присутствия Бога в этом мире.

Православный иеромонах Серафим (С. Роуз) утверждал, что люди не могут видеть местонахождения Бога, а также рай, ад и их обитателей своими очами, так как они находятся вне "координат" нашей пространственно-временной системы, в пространстве другого рода (другом измерении), начинающемся непосредственно здесь, но простирающемся как бы в другом направлении.

С. Роуз в книге "Душа после смерти" писал, что описание путешествия напоминает путешествие из нашего трехмерного мира в мир четырех измерений, где прошлое, настоящее и будущее существуют как бы одновременно (как в машине времени), и всякое тело представляется в виде протяженных пространственных структур от момента его зарождения до смерти, мгновенный временной срез которого мы наблюдаем в нашем трехмерном мире.

Свойства четырехмерного мира настолько удивительны, что многие вещи, невозможные в нашем трехмерном мире, естественны для четырехмерного. Это мгновенные перемещения на любые расстояния и в пространстве (так как скорость перемещения намного выше скорости света), это и беспрепятственное проникновение во внутрь замкнутых пространств, и развязывание любых узлов и многое другое. Поэтому пребывание Бога в четырех- или пятимерном пространстве делает понятным его беспредельные возможности влиять на наш трехмерный мир, на человека и его душу самым необычным образом. По мнению некоторых ученых, Бог управляет миром посредством поля или субстанции, которые иногда называют условно эфиром, представляющим тончайшую материю и пронизывающую весь мир, слабо взаимодействующую с веществом, но определяющую электромагнитные, гравитационные, ядерные и другие взаимодействия.

Считается, что эфир – это тот самый мост, простирающийся из четырех-пятимерного божественного мира в наш трехмерный мир. Эфир приходит в наш мир из четвертого измерения, где он существует в виде "эфирного газа", заполняя собой четырехмерный мир, подобно тому, как воздух заполняет пространство над Землей или как радиоволны локатора над исследуемым пространством, эфир проникает в наш мир перпендикулярно нашему пространству в каждой точке, основной его поток уходит обратно в четырехмерное пространство, унося информацию о взаимодействии с нашим миром (аналогично информации взаимодействия отраженного сигнала локатора). Считается, что эфир является идеальной средой для передачи информации хотя бы в виде электромагнитных колебаний, для чего он собственно и был придуман учеными прошлого века (Фарадей и др.).

Некоторые ученые предполагают, что эфир является той субстанцией, которая связывает трех- и четырехмерный миры энергетическим и информационным каналами. Взаимодействуя с объектами нашего трехмерного мира, получая информацию о каждой его точке, эфирный поток с огромной скоростью снова уходит в четырехмерное пространство, принося эту информацию всевышнему Богу. Концепция эфира позволяет ученым объяснить связь души и тела, души и Бога, не прибегая к таким понятиям, как биополе, астральные тела, которые якобы существуют у человека наряду с душой.

Считается, что душа религиозного человека с чистым сердцем входит в резонанс с вибрацией (колебанием) эфира, получая, таким образом, пищу духовную. Отвращаясь от Бога и религии, человек закрывает каналы для связи и лишается духовной пищи, поэтому чахнет, звереет. После смерти душа человека проникает в четырехмерный или пятимерный мир, где пребывает вместилище Бога.